Сеть спортивно-оздоровительных комплексов FITzone

Антиоксиданты и спорт

Действительно ли антиоксидантные добавки приносят пользу?

Сегодня существует огромный выбор коммерчески доступных антиоксидантных добавок. Супермаркеты, фармакологические и продуктовые магазины имеют отдельные секции для антиоксидантных добавок, самые известные из которых витамин Е, витамин С, бета-каротин, коэнзим Q10 и α-липоевая кислота. Цель использования дополнительных антиоксидантов состоит в том, чтобы снизить окислительный стресс - сложный процесс, сопровождающий определенные заболевания и мышечную усталость. Изготовители антиоксидантов рекламируют свои добавки, как средства, помогающие "тренироваться более энергично", "лучше выступать на соревнованиях", "быстрее восстанавливаться" или даже "компенсировать вредные для здоровья последствия физических упражнений". Однако, остается открытым вопрос о том, нуждаются ли люди, постоянно занимающиеся физическими упражнениями в антиоксидантных добавках или принесут ли они им хоть какую-то пользу. Антиоксидантные добавки широко распространены в практике тренирующихся людей, но научных доказательств, подтверждающих их пользу недостаточно. Более того, недавние исследования показали, что прием дополнительных антиоксидантов может нарушить естественный баланс оксидантной/антиоксидантой системы, что оказывает негативный эффект на мышечные функции, результативность физических упражнений и общее здоровье. Цель этой статьи состоит в кратком обзоре теории окислительного стресса, а затем освещении имеющихся результатов научных работ, исследовавших влияние антиоксидантов на организм спортсменов.

Окислительный стресс, вызванный физическими упражнениями

Такие термины, как свободные радикалы, окислительный стресс и антиоксиданты, используемые в рекламе, чтобы привлечь наше внимание, подразумевают сложные молекулы, процессы и вещества. В ходе нормального метаболизма кислород используется митохондриями для получения энергии. Небольшой процент кислорода восстанавливается не полностью, что приводит к образованию промежуточных звеньев этого процесса, которые именуются активными формами кислорода (АФК). Некоторые из них классифицируются как свободные радикалы - термин, который более широко используется в маркетинге антиоксидантов. АФК способны повредить важные структуры организма, такие как клеточные мембраны, приводя к снижению клеточных и физиологических функций. Во время физических упражнений потребление кислорода увеличивается до 20 раз по сравнению с покоем. В митохондриях активно сокращающихся мышечных клеток потребление кислорода увеличивается до 200 раз по сравнению с покоем. Закономерно, что с ростом потребления кислорода митохондрии начинают производить больше АФК. Открытие этого факта привело к возникновению некоторого беспокойства относительно возможных неблагоприятных эффектов АФК на здоровье тренирующихся людей.

Однако в нашем организме развита сложная и очень эффективная система антиоксидантной защиты, призванная оградить клетки организма от повреждающего действия АФК. Она включает в себя ферментативные, неферментативные и пищевые антиоксиданты. В качестве примера можно привести глутатион (неферментативные), супероксиддисмутаза (ферментативные) и витамин Е (пищевые). Антиоксидантное действие этих веществ осуществляется через инактивацию самих АФК или удаление промежуточных звеньев в реакциях их образования. Во время спортивных занятий у АФК, количество которых возрастает до критических значений, возникает возможность преодолеть антиоксидантную защиту и такое неустойчивое состояние называется окислительным стрессом, вызванным физическими упражнениями. Самые уязвимые биологические мишени окислительного стресса - белки, липиды и ДНК. Окислительный стресс сопровождает большое количество заболеваний, таких как сердечнососудистые, воспалительные, метаболические, нейродегенеративные и онкологические, а также вовлечен в процессы старения организма, и этот список постоянно пополняется. Однако несмотря на это в настоящее время мы не знаем какую роль в организме играет окислительный стресс, вызванный физическими упражнениями.

Хоть АФК связаны с вредными биологическими процессами, они также необходимы для нормального развития всех клеток и их оптимального функционирования. АФК выполняют важную сигнальную функцию, участвуют в активации генов, клеточном росте, модуляции химических реакций и биосинтезе других молекул. Сегодня, благодаря большому количеству проведенных исследования в области окислительного стресса, которые ведутся уже несколько десятилетий, абсолютно ясно, что поддержание оксидантно-антиоксидантный баланса крайне важно для выживания клетки и поддержания ее нормальных функций, поэтому любые попытки нарушить этот баланс, например, принимая антиоксидантные добавки, могут привести к негативным для здоровья последствиям.

Роль активных форм кислорода в биохимии мышечной работы

Значительные успехи в понимании роли АФК в функционировании мышц были сделаны еще с первых исследований в 70х года прошлого века. Мы знаем, что АФК участвуют в передаче сигнала, метаболических путях и необходимы для оптимального мышечного сокращения. Кроме того, в процессе спортивной тренировки организм адаптируется к окислительному стрессу, вызванному физическими упражнениями, и в будущем становится более устойчив к подобным событиям. Это достигается за счет большого количества различных механизмов, включая увеличение ферментной антиоксидантной ёмкости клеток. Вероятно, что АФК ответственны и за стимуляцию этих адаптационных процессов, поэтому попытки уменьшить эффекты АФК путем введения в организм антиоксидантов извне могут привести к притуплению положительных эффектов физических упражнений на собственную антиоксидантную систему организма.

Распространенное мнение об антиоксидантных добавках

Уже довольно давно считается, что диета, богатая антиоксидантами полезна для здоровья, поэтому не удивительно, что компании стали производить продукцию с антиоксидантами, например капсулы. Как уже было упомянуто ранее, создано множество коммерчески доступных антиоксидантных добавок, содержащих витамины, минеральные соли и различные экстракты. Их можно приобрести по отдельности или в комплексе с несколькими питательными веществами, реклама которых гарантирует их антиоксидантные свойства. Трудно сформулировать рекомендации относительно всех антиоксидантных добавок, поскольку многие из них не были адекватно изучены.

Цель большинства исследований антиоксидантов заключалась в нахождении пользы для здоровья таких веществ, как витамин Е, витамин С и β-каратин. Большие клинические испытания, в которых принимало участие несколько десятков тысяч человек показали, что эти антиоксиданты не имеют никакого влияния на исход сердечно-сосудистых заболеваний в общей совокупности. Однако, экстраполяция этих результатов на все антиоксиданты и группы людей, которые в больше других подвержены окислительному стрессу, достаточно затруднительна. Например, люди, которые интенсивно занимаются спортом, представляют собой подгруппу, которая из-за усиленного потребления кислорода и последующего окислительного стресса могут извлечь пользу из потребления антиоксидантных добавок по сравнению с общей группой людей.

Почему спортсмены употребляют антиоксидантные добавки?

Существует три основные причины, по которым спортсмены используют антиоксидантные добавки, основанные на убеждении, что потребляемые препараты позволят: а) улучшить результативность, б) улучшить восстановление и/или в) снизить возможные вредные эффекты окислительного стресса, вызванного физическими упражнениями на здоровье. Основания для такой мотивации следует искать в первую очередь в умелом маркетинге, а не в имеющихся научных данных.

Помогают ли антиоксидантные добавки увеличить результативность и/или восстанавливаться быстрее?

Почти все работы, исследовавшие влияние антиоксидантных добавок на спортивную результативность не обнаружили их пользы. Так было показано, что витамин Е не влияет на выносливость пловцов, профессиональных велосипедистов, марафонских бегунов, студентов-спортсменови малоподвижных людей. Кроме того, исследования с использованием комплексов витаминов Е, С, коэнзима Q10, других витаминов и минеральных солей также не обнаружили их воздействия на результативность бегунов , триатлонистов, футболистов, спортсменов, тренирующих выносливость и сверхвыносливых бегунов.

Более того, некоторые исследования показали, что антиоксидантные добавки могут быть вредными для спортсменов. Было показано, что витамин Е снижает силу мышц, витамин С замедляет скорость беговых собак и ослабляет эффективность физических тренировок. Кроме того, так как они снижают производство АФК, добавки с витамином С препятствуют процессу восстановления после упражнений, что может оказать негативное влияние на спортивную результативность в будущем.

Различные исследования дали противоречивые результаты в отношении влияния антиоксидантных добавок на процессы восстановления. Некоторые исследователи сообщили, что добавки с витамином С и/или Е могут защитить клетки, от вызванного упражнением повреждения, снизить воспалительную реакцию на физическое упражнение и препятствовать потере мышечной силы. Однако, в других исследованиях не было найдено значительных эффектов воздействия антиоксидантных добавок на маркеры мышечного повреждения, воспаление и посттренировочную мышечную боль (крепатуру ). Вероятно, что образованное повышенное количество АФК в дни после интенсивных физических упражнений не вовлечено в механизмы снижения мышечных функций и болезненности мышц. Наоборот, АФК могут играть важную опосредованную роль в восстановлении и защите клеток от будущего повреждения. Это может означать, что использование антиоксидантных добавок в этот период может ограничить адаптацию организма к физической работе. Это интересная область для будущих исследований.

Улучшают ли антиоксидантные добавки здоровье спортсменов?

Хоть и есть данные, подтверждающие, что потребление антиоксидантных добавок может уменьшить окислительный стресс, вызванный физическими упражнениями нет никаких данных, доказывающих пользу таких добавок для здоровья. Важный вопрос этой дискуссии, заключается в сложности определения уровня окислительного стресса и последующего осмысление результатов этих измерений применительно к здоровью человека. Действительно, измерение окислительного стресса является трудным процессом, который не доступен повсеместно. Например, доктор не может запросить измерение уровня окислительного стресса в клиническом отделении своей больницы. Такие измерения обычно проводятся в научно-исследовательских лабораториях. В такие исследования вовлечено множество методик, с помощью которых оценивают уровень окислительного стресса. Они включают измерение концентрации побочных продуктов окисления липидов, белков и ДНК, а также оценку антиоксидантной емкости организма. Существуют также сомнения относительно точности и достоверности многих из этих методик. Кроме того, использование биомаркеров окислительного стресса повсеместно не принято. Большинство перспективных исследований, изучающих зависимость между уровнем окислительного стресса и началом заболевания, не показали тесной связи между ними. Поэтому хоть антиоксиданты и снижают уровень окислительного стресса, вызванного физическими упражнениями, сейчас мы не знаем принесет ли это пользу для здоровья в будущем.

Два недавних исследования показали, что антиоксиданты могут подавлять полезные для здоровья эффекты физических упражнений. Рэй с соавторами (2009) продемонстрировал, что комбинация витаминов С, Е и α-липоевой кислоты притупила положительные эффекты тренировки на вазодилатацию (расширение сосудов) и снижение кровяного давления у пожилых людей с умеренной гипертонией. Ристоу с соавторами (2009) обнаружили, что добавки с витаминами Е и С оказывают отрицательное воздействие на положительный эффект упражнений в отношении чувствительности к инсулину. Учитывая, что кровяное давление и чувствительность к инсулину являются факторами риска сердечнососудистых заболеваний, то эти исследования, показывающие, что антиоксиданты снижают пользу от физических упражнений, далеки от доказательства полезности антиоксидантов для здоровья спортсмена. Эти два исследования являются наиболее сильными аргументами против применения антиоксидантов в спорте, позиционирующиеся как полезные добавки к диете спортсменов.

Текущие рекомендации по оптимизации питания

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что пока нет достаточных оснований для того, чтобы рекомендовать антиоксидантные добавки спортсменам, которые потребляют рекомендуемое количество пищевых антиоксидантов вместе с повседневной пищей. Антиоксидантные добавки не улучшают физическую работу. Существуют данные, что они могут быть полезными при восстановлении после тренировки, хотя в этом направлении требуются дополнительные исследования. Также нет никаких оснований утверждать, что антиоксидантные добавки принесут пользу здоровью спортсмена. Более того, мы имеем данные исследований, что антиоксиданты могут серьезно нарушать полезные для здоровья процессы, в которых принимают участие АФК, такие как снижение кровяного давления и увеличение чувствительности к инсулину, поэтому было бы благоразумно относится к антиоксидантным добавкам с осторожностью. Физически активным людям следует оптимизировать свою пищу. Они должны потреблять продукты, богатые природными антиоксидантами, например фрукты, овощи, цельные злаки и орехи. В перечисленных продуктах, в отличие от таблеток и капсул, антиоксиданты содержатся в необходимых количествах и пропорциях. Также они действуют совместно, оптимизируя антиоксидантный эффект. Антиоксидантные добавки могут потребоваться в ситуациях, когда человек не имеет возможности наполнить свою диету пищевыми антиоксидантами. В таких случаях человек может иметь специфическое питание, которое может привести к дефициту антиоксидантов в организме. И так как в настоящее время нет адекватных лабораторных тестов для определения потребности в антиоксидантах, то определенную помощь может оказать компетентный спортивный диетолог.

Использован материал сайта sportmedicine.ru